-
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
 

 

Православный пост  в течении года

Святоотеческие наставления о православном посте

Преподобный Серафим, Саровский Чудотворец о посте:

“В рассуждении пищи должно наблюдать и то, чтобы не разбирать между снедями вкусными и невкусными. Это дело, свойственное животным, в разумном человеке недостойно похвал.”

border="0"



Праведный Иоанн Кронштадтский о посте:

Человек дорог у Господа, весь мир ему покорен; Сам Сын Божий сошел с небес на землю для спасения его от вечных мучений, для примирения его с Богом. Всякие плоды, разные плоти животных отданы ему в снедь, разные пития даны ему для услаждения его вкуса, — но не для пристрастия, не в единственное наслаждение. У христианина есть наслаждения великие, духовные, божественные; этим-то наслаждениям надо подчинять всегда плотские, умерять или совсем прекращать их, когда они препятствуют наслаждениям духовным. Значит, не для опечаливания человека запрещаются пища и питие, не для стеснения его свободы, как говорят в свете, а для того, чтобы доставить ему истинное услаждение, прочное, вечное, и потому именно и запрещаются скоромные снеди и винные напитки (в пост), что человек-то очень дорог у Бога и дабы вместо Бога не прилепилось сердце его к тленному, которое его недостойно. А поврежденный грехами человек удобно прилепляется к земным удовольствиям, забывая, что истинное наслаждение его, истинная его жизнь есть Бог вечный, а не приятное раздражение плоти.

border="0"



Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин о посте:

“Один телесный пост не может быть достаточным к совершенству сердца и чистоте тела, если не будет соединен с ним и пост душевный. Ибо и душа имеет свою вредную пищу. Отяжеленная ею, душа и без избытка телесной пищи впадает в сладострастие. Злословие есть вредная пища для души, и притом приятная. Гнев есть также пища ее, хотя вовсе не легкая, ибо часто питает ее неприятной и отравляющей пищей. Зависть – пища души, которая растлевает ее ядовитыми соками, мучит ее, бедную, и чужим успехом. Тщеславие – пища ее, которая на время услаждает душу, потом опустошает, лишает всякой добродетели, оставляет бесплодной, так что не только губит заслуги, но еще и навлекает большое наказание. Всякая похоть и блуждание непостоянного сердца – тоже пища души, наполняющая ее вредными соками, а после оставляющая ее без небесного Хлеба… Итак, воздерживаясь от этих страстей во время поста на сколько у нас хватает сил, мы будем иметь полезный телесный пост. Утруждение плоти, соединенное с сокрушением духа, составит приятную жертву Богу и достойную обитель святости в сокровенности чистого духа. Но если (лицемерно) постясь только телесно, мы будем запутаны гибельными пороками души, то истомление плоти не доставит нам никакой пользы при осквернении самой драгоценной части, то есть души которая могла быть жилищем Святого Духа. Ибо не столько плоть, сколько чистое сердце бывает храмом Божиим и жилищем Святого Духа. Следовательно, постясь по внешнему человеку, вместе нужно воздерживаться от вредной пищи и по внутреннему, которого святой апостол особенно убеждает сохранить чистым для Бога, чтобы удостоиться принять в себя Гостя – Христа”.



Святитель Василий Великий о посте:


"При телесном посте чрево постится от пищи и пития; при душевном посте душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Настоящий постник воздерживается от гнева, ярости, злобы и мщения. Настоящий постник воздерживает язык от празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия. Словом, настоящий постник тот, кто удаляется от всякого зла..."

border="0"



Святитель Феофан Затворник о посте:

"Закон постничества такой: в Боге умом и сердцем пребывать с отрешением от всего, всякое себе угодие отсекая, не в телесном только, но и в духовном, творя всё во славу Божию и благо ближних, неся охотно и с любовию труды и лишения постнические, в пище, сне, отдыхах, в утешениях взаимообщения".

border="0"



Св. Иоанн Златоуст о посте:
"Пост есть лекарство, хотя бы тысячу раз было полезно, часто бывает бесполезным для того, кто не знает, как им пользоваться. Нужно знать и то, в какое время должно принимать его, и количество самого лекарства, и телосложение того, кто принимает, и свойство страны, и время года, и приличный род пищи и многое другое. И если одно что-нибудь будет оставлено без внимания, то повредит всему прочему, о чём сказано. Если же для нас нужна такая точность, когда надобно лечить тело, то тем более необходимо со всею строгостию разбирать и рассматривать всё, когда лечим душу и врачуем помыслы".

border="0"



Преподобный Варсонофий Оптинский о посте:
"Пост, возбуждая к молитве, как-то особенно ненавистен врагу: приходят ко мне на совет или на исповедь - между прочим, советую соблюдать святые посты. Со всем соглашаются, а как дело коснётся поста: не хочу, не могу и прочее, и прочее... Вот как враг ненавидит святой пост: возбуждает против поста, не хочется ему, чтобы соблюдались святые посты"...

 

border="0"

 ПОСТ в среду и пятницу

 

Пост, хранимый Православной Церковью в среду, установлен в воспоминание предания Господа нашего Иисуса Христа Иудой на страдание и смерть, а в пятницу - в воспоминание самих страданий и смерти Его.

Святитель Афанасий Великий говорил:
"Разрешая есть скоромное в среду и в пяток, сей человек распинает Господа".

"Много грешат те, кто не постится в среду и в пятницу", - говорил преподобный Серафим Саровский.

Пост в среду и пятницу столь же важен в Православной Церкви, как и другие посты. Она строго предписывает нам соблюдать эти постные дни и осуждает произвольно нарушающих его. По 69-му апостольскому правилу, "аще кто епископ, или пресвитер, или диакон, или иподиакон, или чтец, или певец не постится в Святую Четыредесятницу пред Пасхою, или в среду, или пяток, кроме препятствия от немощи телесныя: да будет извержен. Аже же мирянин: да будет отлучён"

В летний и осенний мясоеды (периоды между Петровым и Успенским постами и между постами Успенским и Рождественским) среда и пятница - дни строгого поста (сухоядение). В зимний и весенний мясоеды (от Рождества до Великого поста и от Пасхи до Троицы) Устав разрешает в среду и пятницу рыбу. Также рыба в среду и пятницу разрешается, и когда на эти дни выпадают праздники Сретения Господня, Преображения Господня, Рождества Богородицы, Введения Богородицы во храм, Успения Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, апостола Иоанна Богослова. Если праздники Рождества Христова и Крещения Господня попадают на среду и пятницу, то пост в эти дни отменяется. В Навечерие (канун, Рождественский сочельник) Рождества Христова (обычно строгого поста), случившееся в субботу или воскресенье, разрешается растительная пища с растительным маслом.
Сплошные седмицы (седмицей называется неделя — дни с понедельника по воскресенье) означают отсутствие поста в среду и пятницу. Церковью установлены как послабление перед многодневным постом или как отдых после него следующие сплошные седмицы:
1. Святки — с 7 до 18 января (11 дней), с Рождества до Крещения.
2. Мытаря и фарисея — за две недели до Великого Поста.
3. Сырная (масленица) — неделя перед Великим Постом (разрешается всю седмицу яйца, рыбное и молочное, но уже без мяса).
4. Пасхальная (Светлая) — неделя после Пасхи.

5. Троицкая — неделя после Троицы (неделя перед Петровым постом).

border="0"


 Масленица - Масляная седмица - Сырная седмица

Масленица - Масляная (Сырная) седмица - последняя неделя приготовления к Великому посту. Эта неделя сплошная, т.е. в среду и в пятницу поста нет, однако, уже нельзя есть мясное.

Масленица - вовсе не христианский праздник. Это языческое славянское празднество, посвященное приходу весны и проводам зимы. Поэтому Церковь не поощряет и не порицает празднование Масленицы. Что касается недели накануне
Великого поста, то православные христиане отмечают её как Неделю о страшном суде, напоминая себе каждый день о грядущем суде живых и мертвых. Делается это для того, чтобы верующие христиане не забывали о своем духовном спасении.
В среду и пятницу масленицы Церковь предписывает пощение до вечера, как в Великий пост, хотя вечером можно употреблять ту же пищу, что и в другие дни масленицы.



Великий пост начинается за семь недель до праздника Святой Пасхи и состоит собственно из Четыредесятницы и страстной седмицы.

В первый день Великого поста 7марта 2011 года предписывается полное воздержание от пищи.

Во второй день Великого поста 8 марта 2011 года по уставу - сухоядение: хлеб, сырые овощи и фрукты - один раз в день, вечером. Существующий обычай воздерживаться от пищи до причащения в среду действует по принципу: могий вместить да вместит.

В остальные дни Четыредесятницы, кроме субботних и воскресных дней, растительная пища принимается один раз, без масла, в вечернее время. По понедельникам, средам, пятницам - сухоядение: хлеб, сырые овощи и фрукты.
В субботние и воскресные дни
Великого поста разрешается употребление сваренной растительной пищи, с маслом, причем дважды в день.
Употребление в пищу рыбы разрешается только в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы - даже если это понедельник, или среда, или пятница (если он не приходится на Страстную седмицу) и в день Вербного воскресения. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра (раньше - красная, тогда она не была деликатесом на Руси).
В страстную седмицу
Великого поста предписывается сухоядение, а в пятницу и субботу - полное воздержание от пищи.

 

border="0"

Как поститься в Петров пост

Петров пост установлен в честь святых апостолов и в воспоминание того, что святые апостолы, по сошествии на них Святого Духа, разошлись из Иерусалима по всем странам, пребывая всегда в подвиге поста и молитвы.

Петров пост менее строг, чем Великий и Успенский посты. Во время Петрова поста Устав Церкви предписывает еженедельно по три дня (по понедельникам, средам и пятницам) сухоядение: хлеб, сырые овощи и фрукты, - в девятый час после вечерни.

В остальные же дни - во вторник, четверг - благословляется пища с маслом.

В субботние, воскресные дни, а также в дни памяти великого святого или во дни храмового праздника, совершаемых во время этого поста, разрешается рыба.

Однако, по информации из других православных источников, в Петров пост по понедельникам разрешена растительная пища без масла, в среду и в пятницу - сухоядение, в оставшиеся четыре дня недели разрешена рыба.

Разъяснение о. Евлогия, настоятеля храма Серафима Саровского в п. Бурея, по этому вопросу: "Степени поста бывают разные. Я своим прихожанам советую определяться простым правилом: "Определите, где закончилась немощь и где началась прихоть". Совсем не поститься, конечно, нельзя, но кто-то может по монастырскому уставу посты проводить, а кому-то ох, как далеко до этого... следовательно в разных книгах и встречаются разночтения по поводу строгости постных дней и ничего страшного в этом нет... Ангела за трапезой."

border="0"

Как поститься в Успенский пост

Успенский пост установлен в честь Пресвятой Богородицы. Божия Матерь, готовясь отойти в вечную жизнь, постилась и молилась. Так и нам, слабым и немощным (духовно и физически), тем более следует прибегать к посту, обращаясь к Пресвятой Деве за помощью во всякой нужде и молитве.

Известно, что христиане постились Успенским постом уже в первые века после Рождества Христова. Так приблизительно в 450 году Лев Великий говорил в беседе о христианских постах, в том числе и об Успенском посте: "Церковные посты расположены в году так, что для каждого времени предписан свой особый закон воздержания. Так для весны весенний пост — в Четыредесятницу, для лета летний — в Пятидесятницу (Петров пост), для осени осенний — в седьмом месяце (Успенский), для зимы — зимний (Рождественский)".

Святой Симеон Солунский писал об Успенском посте: "Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного духа соединиться с Ее сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания обоих этих двух праздников, одного — как подающего нам освящение, а другого — умилостивление и ходатайство за нас".

Послабление поста возможно по благословлению священника престарелым и больным, а также учащимся.

В понедельник, среду и пятницу Успенского поста Устав Церкви предписывает питаться сухоядением (то есть принимать растительную пищу без масла), во вторник и четверг - можно есть отварные овощи, но без масла; по субботним и воскресным дням разрешается и елей.

До праздника Преображения Господня, когда в храмах освящаются виноград и яблоки Церковь обязует нас воздерживаться от этих плодов до их благословения. По преданию от святых отец, "если же кто от братии снесть гроздие прежде праздника, то запрещение за непослушание да приимет и не вкусит гроздие во весь месяц август". После их освящения виноград, яблоки и другие плоды нового урожая присутствуют на трапезе, и особенно - в понедельник, среду и пятницу.

В праздник Преображения Господня по Церковному Уставу разрешается на трапезе рыба.

Успенский пост - с 14 по 27 августа.

border="0"

 

Пост  в  день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи

 11 сентября

Пост в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи должен состоять, по Уставу Церкви, в воздержании не только от мясной и молочной пищи, но и от рыбной, и, следовательно, состоять "в трапезе из елея, овощей или что Бог дарует от таковых". По православной традиции в этот день не едят круглых овощей.

border="0"

 

Пост  в  день Воздвижения Креста Господня

27 сентября

На трапезе в день Воздвижения Креста Господня положено вкушать овощи и растительное масло.

border="0"

Рождественский пост  (Филипов пост)

с 28 ноября по 6 января

Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за сорок дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.

Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и Петров пост. Понятно, что во время поста запрещены мясо, сливочное масло, молоко, яйца, сыр. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла (сухоядение) только после вечерни. В остальные же дни — вторник, четверг, суббота и воскресенье — разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни и великие праздники, например, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в храмовые праздники и во дни великих святых, если эти дни приходятся на вторник или четверг. Если же праздники приходятся на среду или пятницу, то разрешение поста положено только на вино и елей. Со 2 января по 6 января пост усиливается, и в эти дни даже в субботу и воскресенье рыба не благословляется. Таким образом,

до 19 декабря, дня памяти святителя Николая:
по понедельникам - пища без масла,
по вторникам, четвергам, субботам и воскресеньям разрешена рыба;
по средам и пятницам - сухоядение (хлеб, овощи, фрукты).

далее по 1 января включительно:
по понедельникам - пища без масла,
по вторникам и четвергам - пища с маслом,
по субботам и воскресеньям разрешена рыба;
по средам и пятницам - сухоядение (хлеб, овощи, фрукты).

далее по 5 января включительно:
по понедельникам, средам и пятницам - сухоядение (хлеб, овощи, фрукты)
по вторникам и четвергам - пища без масла,
по субботам и воскресеньям - пища с маслом.

6 января, в Навечерие (канун, Рождественский сочельник) Рождества Христова - сухоядение; если же пришлось на субботу или воскресенье, разрешается растительная пища с растительным маслом. В сочельник у православных христиан сохраняется благочестивый обычай ничего не есть до первой вечерней звезды, напоминающей о явлении звезды на востоке, возвестившей о рождении Иисуса Христа. По Церковному Уставу, в дни сочельников - Рождественского и Богоявленского - православным христианам предписывается употреблять в пищу - смесь зёрен пшеницы, мака, ядер грецких орехов, мёда.

Таким образом, наиболее строгим воздержанием освящается последний день поста, 6 января (24 декабря по старому стилю), сочельник. Само название происходит, как полагают, от слова "сочиво", то же что "коливо", варёные зёрна риса или пшеницы. (Вкушать сочиво, или коливо, положено в канун праздника только после литургии, которая соединяется с вечерней, следовательно, после вечерни Рождественской, когда уже начался церковный день Рождества). Таким образом, часть сочельника 6 января (24 декабря по старому стилю) проходит в полном неядении. Этот строгий пост ослабляется, если сочельник приходится в субботу или воскресенье (тогда вкушение пищи разрешается ранее вечера - "по отпусте литургии", которая служится с утра).

Есть глубокие основания для назначения такой своеобразной пищи в канун Рождества Христова. Если сочиво есть то же, что коливо, предложение его в последний день предпраздства Рождества Христова сближает этот день с другими днями, когда полагается вкушение колива, а именно - благословение колива для вкушения положено Уставом в дни памяти мучеников и других святых и в дни поминовения усопших. В рождественский сочельник, следовательно, сочиво, или коливо, вкушается в честь Того, Которому по рождении волхвы принесли свои дары и в Котором прозрели явившегося Спасителя мира, имеющего во смерти три дня пребыть Своим Пречистым телом во гробе и со славою воскреснуть из мертвых. Спаситель пришёл на землю, родился на ней для спасения людей Своими страданиями и крестной смертью. Поэтому в сочельник полагается на церковных службах петь ирмосы, подобные ирмосам Великой Субботы: "Волною морскою...".



Однако, по информации из других православных источников, в Петров пост по понедельникам разрешена растительная пища без масла, в среду и в пятницу - сухоядение, в оставшиеся четыре дня недели разрешена рыба.

Разъяснение о. Евлогия, настоятеля храма Серафима Саровского в п. Бурея, по этому вопросу: "Степени поста бывают разные. Я своим прихожанам советую определяться простым правилом: "Определите, где закончилась немощь и где началась прихоть". Совсем не поститься, конечно, нельзя, но кто-то может по монастырскому уставу посты проводить, а кому-то ох, как далеко до этого... следовательно в разных книгах и встречаются разночтения по поводу строгости постных дней и ничего страшного в этом нет... Ангела за трапезой."

 

 

 border="0"

 

Пост  в  Навечерие Богоявления Господня (Пост в Крещенский сочельник)

18 января

В сочельник в навечерие праздника Крещения, когда положено говеть до вкушения святой воды, трапеза предписана один раз, после Божественной литургии. На трапезе правилом Церкви постановлено вкушать с елеем.

По Церковному Уставу, в дни сочельников - Рождественского и Богоявленского - православным христианам предписывается употреблять в пищу сочиво - смесь зёрен пшеницы, мака, ядер грецких орехов, мёда.

 border="0"
 

Детский пост

У нас, родителей, часто бывает одно стремление: дать ребёнку за столом как можно больше, и мы не успокоимся, пока не накормим его до отвала. Мол, чем больше ребёнок ест, тем он здоровее. Между тем, в жизни бывает прямо наоборот.

Почему сейчас так много больных детей? Почему, например, такое количество заболеваний у детей желудочно-кишечного тракта? Потому что мы оставили традиционный уклад нашей жизни, в том числе и питания.

Наши предки были воспитаны в Православии, которое освящало всю их жизнь. И дети их были куда здоровее нынешних наших детей.

У нас в Православии постных дней в году больше, чем скоромных. И пост оказывает на нашу жизнь многообразное благоприятное воздействие. Он полезен и для души, и для тела, и взрослым, и детям.

Если семья церковная, православная, в которой папа и мама чтут и праздники Божии, и все посты, тогда и дети легко привыкают к посту.

Так что мы не должны пугаться того, что наши дети отказываются от тех или иных видов пищи, не должны бояться, что они ослабеют, потеряют здоровье, если начнут поститься. Напротив, многочисленные наблюдения говорят о том, что дети, которые соблюдают пост, чувствуют себя гораздо лучше, даже с точки зрения чисто физического здоровья, и меньше болеют, чем дети, которые не знают, что такое пост. Более того, есть примеры того, как больные дети, начав поститься, постепенно обретали здоровье.

У одного ребёнка, например, с детства была тяжёлая форма диатеза, которая потом переросла в хронический астмоидный бронхит, в стойкую аллергию. Семья стала воцерковляться, поститься, ребёнок — вместе со всеми. И все явления аллергии быстро ушли.

Жизнь показывает, что эти опасения не имеют под собой основания. Дети, которые постятся с ранних лет во все постные дни года, обычно бывают более крепкими физически, они лучше сопротивляются не только инфекционным заболеваниям, — есть такие наблюдения, — но могут понести гораздо больший объём и психической нагрузки. Хотя они и устают к концу дня, проучившись в школе, позанимавшись музыкой, после секций, кружков, домашних уроков, — тем не менее, эта нагрузка не чрезмерна для них, но вписывается в рамки нормы для конкретного детского организма. Дети не постящиеся — как правило, более рыхлые, с избыточным количеством жира, у них менее совершенная иммунная система, психика таких детей более лабильная, неустойчивая, они бывают плаксивы или вспыльчивы, с трудом переносят нервные перегрузки.

Конечно, всё надо делать с рассуждением, постепенно приучать детей к посту. В выборе меры поста нужен индивидуальный подход к каждому ребёнку. Если ребёнок болен, то пост ослабляется. И это - вполне согласуется с установлениями нашей Церкви о посте. Согласно 69-му Апостольскому правилу даже Великим постом, самым строгим, мы постимся,
кроме препятствия от немощи телесныя.

Другое дело, что некоторые сердобольные бабушки или мамы в телесно-немощные готовы записать всех детей — они же ещё не набрали полную силу! А то и вообще всех современных людей: мол, и вода нынче не та, и воздух, и все продукты... Все дети сейчас чем-нибудь болеют, куда им ещё поститься?

Но в том-то и дело, что силу и здоровье человеку дает отнюдь не обильное мясо-молочное питание, а Господь.
Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф. 4, 4). Человека прежде всего укрепляет благодать Божия, а для принятия её нужно очищение души. Очищение души даётся молитвой и постом, участием в таинствах Святой Православной Церкви.

Мы знаем, что растительная пища не ослабляет человека. Монахи вообще не едят мяса, но живут, бывает, иногда и до ста лет, и всю жизнь трудятся.

Пост как таковой не может быть отменён ни для кого. Он может быть только ослаблен, в зависимости от состояния здоровья человека. Ведь недаром в нашем православном Уставе существуют различные ступени поста: пост с растительным маслом, без растительного масла, пост с рыбой...

Пост — дело нашей совести, дело нашей любви к Богу, желание хоть немного соединиться с Ним в Его страданиях за нас, грешных. Мы принимаем его верой, помня о том, что Сам Господь сорок дней постился в пустыне, прежде чем выйти на дело Своего общественного служения. И в конце поста к Нему приступил дьявол, предлагая превратить камни в хлебы (Мф. 4, 3).

Мысли против поста дьявол старается внушить всем людям, потому что пост — важнейшее оружие против него:
Сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17, 21) — сказано в Евангелии. Поэтому, принимая решение о мере поста для ребёнка, нужно помолиться Богу, чтобы была Его святая воля в этом, посоветоваться со священником. Как говорят, кто хочет, ищет пути, а кто не хочет, ищет причины.

Дай Бог всем нам найти путь к посту — для себя и для всей семьи, ибо это — путь, указанный нам Самим Создателем нашим, подателем всех благ.

Протоиерей Алексий Грачёв

border="0"